Биография: Дени Дидро

(1713-1784)

Французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской академии НАУК (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (тома 1-35, 1751-80).

Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях отразить-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман «Жак-фаталист», 1773, издание 1796; антиклерикальный роман «Монахиня», 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного краски, игра ума — в романе «племянник Рамо», 1762-79, издание 1823). Произведения о народного образования.

Дени Дидро родился 5 октября 1713, Лангр. Скончался 31 июля 1784, Париж.

Мать Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой каноника), а отец — Дидье Дидро — ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил себя духовной карьеры, 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования.

Некоторые «за», он учился там в янсенистском коллеже д’Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Скорее всего, Дидро посетил, но и в этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуит и янсенистов отвратили его от выбранного пути. В 1732 он получил степень магистра на факультете искусств в Париже, университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел, свободный образ жизни.

1743 Дени Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную dükanına. Брак не мешает ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, которые знакомы с середины 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до смерти.

В первое время после заявление Дидро зарабатывал перевод. В 1743-48 он, перевод, с английского «Историю Греции» Т. д. Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Э. Э. К. Шефтсбери, «Медицинский словарь» Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые работы, свидетельствовавшие не столько о зрелости, о, сколько смелости начинающего автора: «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747, опубликована), «Нескромные сокровища» (1748), «о Почте слепых в назидание görənlə» (1749). Скорее всего, ему к 1749 Дидро уже сам был деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и в Венсеннский замок (июль — октябрь 1749).

В начале 1740-х мы в париже издатель А. Ф. Ле Бретона появилась идея перевести на французский язык «Энциклопедию, или Общий словарь ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А. К. Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачных опыта с первым главным редактором — аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом — мужество 1747 доверять собственной инициативе Дени Дидро и Д’Аламберу. Неизвестно, кому в точности — Дидро, Д’Аламберу или аббату де Гуа — принадлежала идея отказать в публикации не изменены версии английского словаря подготовка и независимое издание. Но именно Дидро дал «Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения.

На протяжении последующих 25 лет, Д. Дидро, остался во главе разросшейся до 28 объем (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) и «Энциклопедия», что ему удалось провести через все рифы. Их было не мало: и уже это заключение в 1749, и приостановка публикации 1752, и кризис в 1757-59 причина ухода Д’Аламбера и временно запретить издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле Бретоном. В 1772 первое издание «Энциклопедии» было в основном завершено; в ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал около 6000 статей) и Д ‘ Аламбера, такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер, Monteskye, Гольбах.

Кроме того, статьи конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э. М. Falkone, архитектор Ж. Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С. Дю Ш. На марсе, гравер и как рисовальщик Ж. Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Результатом стал универсальный набор ценностей, современных знаний. При этом в статьях на политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения, похвалы Женевской республике, сопровождается отдают, что эта организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Некоторые статьи (точнее, авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие— определенно, видя в ней гаранта всеобщего благосостояния.

За гражданином признавалось право сопротивляться деспотам, а krallarına, принадлежащих, которые вменялось обязанность подчиняться закону, отстаивать веротерпимость и бедным помочь. Только образ жизни вельмож, «Энциклопедия» признавала, однако, необходимость социальной иерархии в обществе (статья «Люкс» Ж.-Ф. де Сен-Ламбера). Буржуа критиковались за жадность и тягу получения должностей, а откупщики и финансисты признаются паразитической частью третьего класса. Желая помочь, облегчение участи простого народа, энциклопедисты не принимали, однако, к установлению демократии во Франции; они обратились именно к правительству, когда говорили о необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы с сокращения бедности.

В 1751 Дени Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немой, в знак того, кто слышит», глядя на его познавательную проблему в контексте символики жестов и слов. «Мысли об объяснении природы» (1753), созданных по образу и подобию «Нового Органона» Ф. Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма полемизировал с людьми, rasionalist философии Декарта, Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлера, Мопертюи, Д’Аламбера, Бюффона и др.). основу нового, опытного истолкования природы.

В 50-е годы Дени Дидро публикует две пьесы — «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись от них от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой («мещанин») драма описывает конфликты между людьми третьего класса, если он, то в обычной житейской обстановке.

Основные художественные произведения Дидро — повесть «Монахиня» (1760, изд. 1796), роман-диалог «племянник Рамо» (1762-1779, в этих словах Гете ему. яз. 1805, франц. яз. вышел в 1823), роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1773, изд. то. яз. в 1792, на франц. яз. он, 1796) — неизвестный остались многие его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, наличие, а также словесные украшения. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высокое представление о человеческом долге.

Провозглашенные Didronun философские и эстетические принципы проявляются и в его отношении, которые описание к искусству. Обзоры парижских Салонов Дидро помещал с 1759 по 1781 в «Литературной корреспонденции» друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся подписку ясно европейским монархам и владетельным князьям. «Салоны» Дени Дидро и были напечатаны при его жизни; они также постепенно в 1795-1857 и только в 1875-77 были впервые собраны вместе в собрании его сочинений.

Екатерина II, но, который, деревянные, предлагает Дидро перенести в Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. За жестом императрицы, что сокрыто не только желание упрочить свою репутацию, но и желание обеспечить интерес российского общества «Энциклопедии». В россии вышли на протяжении 18 в. 25 перевод сборник «Энциклопедия».

Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее mərhəmətə и попечительство. В 1765 он получить его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и тут же, право пожизненного хранения книг в доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

В 1773 Дени Didronun Екатерины II, по приглашению уехал в Россию. Он прожил в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран почетным иностранным членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении написал ряд эссе, посвященных перспективам приобщения России в европейской цивилизации. Скептические высказывания в его «Замечаниях» на наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) гнев вызвал. (рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.