XIX века в европейском искусстве

Формирование буржуазного очередь привело к появлению нового героя — человека из третьего класса. Все более очевидным становится выражение, по словам Эмиля Золя, «тенденция искусства к натурализму». Искусство 1830-1850-х годов. «низводило мир, к обыкновенности, определенности, вместо того, чтобы увеличивать окружающей действительности. Так возник новый стиль — реализм далеко не сразу был принят от общества. Понятие реализма было сформулировано Х Шанфлери в литературе, а Гюставом Курбе, которые стали известны картины «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане», «Здравствуйте, господин Курбе!», в изобразительном искусстве. Ведущие принципы реализма становятся объективное отображение существенных сторон жизни, воспроизведение типичных характеров и ситуаций, имеющего интерес к проблеме личности и общества. При этом предпочтение отдается формам самой жизни.

Тема «маленького человека», его страданий и несчастий, которая уже была отражена в творчестве сентименталистов, была подхвачена писателями-реалистами. Эта тема захватывает всю европейскую литературу: (Чарльз Диккенс в Англии, Жорж Санд, Стендаля, Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Гюстава Флобера во Франции). На страницах романы и стихи серии принцы и короли были заменены обездоленный класс. Сопоставление следов и бусы, как самое большое социальное зло века стал объектом изображения реалист. Можно сказать, что все тридцать томов сочинений Ч. Диккенса (1812-1870) предназначены для описание социальных контрастов. Его романы были актуальны, в самом деле, только две категории людей: злодеев, и хороших людей. К первым, как правило, принадлежат на богачей, а на второй — бедных. «Ум и благородство чувства задавлены погоней за наживой и прибылью», — говорит писатель. Гнетущее чувство вызывает облик промышленных городов, описанный Диккенсом («Холодный дом»).

Брак и положение женщины в семье — основная тема романов писательница Аврора Дюпен, выступавшей под мужским псевдонимом Жорж Санд (1804-1876). Трагическая судьба женщины, которые не имеют никаких прав и вынуждены подчиняться законам общественной морали («Индиана», «Валентина», «Лелия», «Консуэло» и др.), вызывает сочувствие у современников. Женский вопрос, как важное социальное явление актуализирован и размещен перед европейской общественности.

В. Гюго (1802-1885) был убежден на корточках и в своих произведениях борется с все формы ущемления прав человека. «Я ненавижу всякое притеснение, а на земле стонут народы под серьезным гнет. Когда я вижу, как мучается Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена держит в своих когтях Милан — о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую, что поэт — судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире медную струну». Восстание против тирании выражается в его пьесы «Марион Делорм» и «Эрнани». Антиклерикальными и антимонархическими настроениями проникнут исторический роман Гюго «Собор Парижской богоматери». Демократические идеалы нашли свое отражение в его романах «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется».

Современники не признали Стендаля (1783-1842), хотя, как впоследствии писала пресса, «никто еще так резко и прямо не говорит всю правду о французах, как Анри Мари Бейль (настоящее имя Стендаля). Горькую правду его речей пришли не понравится читателям, и сочинения его расходились довольно жесткой». В романах «Красное и черное», «Пармская обитель» писатель попытался воспроизвести, не приукрашивая реальные факты из жизни. Стендаль отмечал, что «роман-это зеркало, которое наводишь на большую дорогу. Она отражает небесную лазурь, то грязь дорожных луж».

Жители XIX века имели возможность полюбоваться на предметы искусства и музыкальные произведения современников, только что с ними физически. Нам же повезло немного больше, мы имеем возможность созерцать тысяч картин онлайн-галерей, мы можем купить плеер, скачать и слушать музыку бесплатно, в комфортной домашней обстановке, без визита на концерт или в музей.

Оноре де Бальзак (1799-1850), «Человеческая комедия» — прозаической эпопее, состоявшей из 90 романов и рассказов, представил панорамную картину жизни Франции XIX веке. Писатель поставил перед собой амбициозную задачу — «дать всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы…». Бальзак с одинаковой силой удалось показать и то, как буржуазное общество, разрушает судьбы людей, как в погоне за прибылью, они становятся меньше на душу; и нравственную победу отдельных личностей, сумевших остаться людьми среди стяжательства, прибыль, эгоистические расчеты и политические амбиции.

Г. Флобер (1821-1880) в романах «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» поразил зрителей жестокой правдой. Общество увидело в нем бескорыстного бытописателя, попирающего моральные ценности. Но реализм его творчества был настолько разителен, что даже в карикатурах его изображали вооруженным пилы, ножницы и увеличительное стекло, отдавая дань его склонность «анатомировать» современной ему жизни. Г. Флобер всю жизнь мечтал о красивой, но не верит в счастье, с жестокой настойчивостью, я вынужден описать себя пошлость и грязь, так презираемые и ненавидимые им.

Старший современник реалист, блестящий художник Жан Энгр (1780-1867). Представитель академизма, он считает своим учителем Рафаэля и даже искренне верит в то, что он жил на три века позже, чем ему положено. Ж. Энгр был непревзойденный мастер композиции, строгого и тонкий рисунок, правдивых, острохарактерных портретов.

Проза жизни становится частью изобразительного искусства. Оноре Домье (1808-1879) прославился не только сатирическими литографиями и острогротескными карикатуры на правящую буржуазную верхушку и мещанство, но и как талантливый художник, основатель критического реализма в изобразительном искусстве Франции («Дон Кихот», «Французское правосудие»). Реализм Домье окрашен в сатирические тона, художник стремился к точной передаче событий сегодняшнего дня в среднем ее и переживаний. Он был одним из первых художников, которые сделали своим героем человека из народа («Вагон третьего класса», «Прачка»).

Постепенно пейзаж начинает доминировать над остальными жанров, контрастные обывательскому миру мир поэзии природы, — просто и естественно. В лучших традициях этого жанра работали K. Коро, Т.это. Руссо, Х. Мишель.

Автор текста: М. В. Соколова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.